В первый день февраля в городском ДК прошёл , о котором мы рассказали сразу же и на сайте вся-округа.рф, и в газете «Вся округа». Вспомнить об этом концерте приходится вновь по той причине, что через несколько дней здесь же в ГДК пройдёт городской конкурс патриотической песни «Эти песни живы в сердце нашем….», который также, как и концерт хора ветеранов, кроме всего прочего, посвящён 270-летию образования станицы Нижнеувельской. Этому юбилею планируется посвятить ещё немало городских мероприятий. Вот об этом-то юбилее мы сегодня и поговорим.
Несомненно, все горожане помнят, с каким размахом отмечалось у нас два года назад 50-летие Южноуральска, как восторженно звучали здравицы в честь «самого молодого города Челябинской области». И вдруг… Вместо того, чтобы в этом году отметить 52 года города, нам предлагают отметить какие-то 270 лет какой-то станицы. Но почему вдруг я, как житель Южноуральска, должен отмечать юбилей какого-то другого населённого пункта, которого, как мне удалось выяснить за все годы, сколько я занимаюсь краеведением, даже не существует, ни то, что в области, а и в России.
А всё потому, что городская власть никак не может определиться с возрастом города, в котором и мы, и эта власть живём в добрососедстве без малого три века.
Первый шаг в направлении восстановления исторической справедливости был сделан тогдашним мэром Южноуральска Владимиром Шавриным, который в 1995 году сказал южноуральцам, что история города началась не в 1963-м, а в 1745 году. Конечно те южноуральцы, кто живёт здесь давно, знали это и раньше, но то, чтобы об этом сказала власть, такое было впервые.
В тот же год вместо прежнего герба Южноуральска с трубами ГРЭС и заводскими шестерёнками родился нынешний герб, на котором появились казачьи шашки, подтвердив тем самым, что историю города энергетиков начали исетские казаки. Тогда же была издана первая (и пока единственная) краеведческая книга, название которой – «Южноуральск: крепость, станица, город» – закрепляло историческую связь поколений, живших здесь в течение двух с половиной веков.
К сожалению, сегодня эта связь разрывается нынешней властью, вновь объявившей южноуральцам, что город – отдельно, крепость – отдельно, станица – отдельно. Очень уж привлекательна, видимо, эта (выражаясь молодёжным сленгом) «фишка» – «Самый молодой город Челябинской области» – и ради неё с нашей историей делается то, что, увы, делается.
Любой здравомыслящий человек понимает, что Южноуральск не является самым молодым городом Челябинской области, поскольку день присвоения населённому пункту статуса города не является днём его рождения. Ни один город на Земле не получает статус города с первым колышком или первым домом. Этот статус присваивается, когда в населённом пункте численность населения достигает определённого количества жителей. У кого-то этот процесс проходит быстрее, у кого-то медленнее. Медленнее настолько, что на это уходят столетия. У нашего города на это ушло 218 лет. Нравится это кому-то или нет, но возраст города, как и человека, определяется с года его рождения. В нашем случае – с 1745-го.
Итак, от года рождения в этом году Южноуральску исполняется 270 лет. Именно городу Южноуральску, а не станице Нижнеувельской. Именно Южноуральску потому, что город Южноуральск в настоящее время существует в границах городского округа, а станица Нижнеувельская – нет.
Года три-четыре назад (мне даже показалось, что это был сделан второй шаг в правильном отражении нашей истории) меня в администрации попросили написать все вехи истории города. Я написал, и эти вехи появились в виде баннера, установленного на въезде в Южноуральск. Как это выглядело, можно увидеть на приведённом здесь фото, я же позволю себе ещё раз повторить всю эту краткую историю снова.
Итак, по порядку: «Южноуральск основан в 1745 году исетскими казаками по приказу губернатора Оренбургской губернии Ивана Неплюева как Нижнеувельская крепость. С 1776 года – Нижнеувельская слобода. С 1843 года – Нижнеувельская станица. С 1924 года – село Увелька (до 1939 года – центр Увельского района). С 1950 года – рабочий посёлок Южноуральский. С 1963 года – город Южноуральск».
Можно не сомневаться, что если эта история была сделана в виде баннера и выставлена на въезде в город, значит, власть признала всю эту историю, начиная с первой её строки: «Южноуральск основан в 1745 году».
Почему же сейчас опять «старая песня» – 270 лет станице Нижнеувельской. Почему? Ведь из этой истории ясно видно, что 270 лет назад здесь была не станица Нижнеувельская, а крепость. Но мы не можем отмечать и 270 лет крепости, поскольку, просуществовав 31 год, она стала слободой. Потом через 67 лет слобода стала станицей. В этом статусе наша малая родина просуществовала 81 год, потом 26 лет была селом, 13 лет – рабочим посёлком, 42 года – городом и 10 лет – городским округом. Всё это в сумме и даёт те самые 270 лет. Так причём здесь станица, если это – выросший из стен крепости город?
У каждого города есть его основатель: у Санкт-Петербурга – государь Пётр Первый, у Москвы – князь Юрий Долгорукий, у Челябинска – полковник Алексей Тевкелев, у Южноуральска – губернатор Иван Неплюев. К сожалению, в нашем городе память о его основателе никак не отмечена. А всё потому, что властью решено, что город родился не в 1745 году по приказу оренбургского губернатора, а 1 февраля 1963 года по Указу Верховного Совета РСФСР, а значит, основали его товарищи, подписавшие этот документ – председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Н.Игнатов и секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР С.Орлов.
Наивно считать, что эти партийные чиновники радели о судьбе Южноуральска, даруя ему статус города. Просто в то время в стране шла масштабная административно-территориальная реорганизация и Н.Игнатов с С.Орловым подписали в тот день целую стопу подобных Указов.
Вместе с Южноуральском 1 февраля 1963 года были «основаны» (получили статус города) Всеволожск Ленинградской области, Дивногорск Красноярского края, Долгопрудный Московской области, Заполярный Мурманской области, Нефтекамск (республика Башкортостан), Эртиль Воронежской области и прочая, прочая, прочая…
Нашему же городу, относительно его изначального нижнеувельского имени дали новое название – Южноуральск. Вот этот факт и пытаются представить сторонники теории «самого молодого города» в качестве главного аргумента: имя-то, мол, новое, значит и город новый, а то, что было здесь прежде – не в счёт.
Ну, во-первых, имя не новое, так как рабочий посёлок, существовавший в нашем городе в течение 13 лет, именовался Южноуральским. Так что с этим именем мы живём не 52 года, а 65 лет.
И что вообще может значить смена имени? Девушка, например, выходя замуж, меняет и фамилию, и статус (становясь женщиной, матерью), однако возраст её считается ни с этого дня, а по-прежнему с рождения. Почему у человека так, а у города должно быть иначе?
Люди живут здесь уже 270 лет. Чей-то род со станичных времён, чей-то со слободских, а чей-то, может быть, и с крепостных. Кто-то приехал сюда в середине прошлого века, кто-то недавно, но те, кто приехали, не должны утверждать, что вот с их-то приездом здесь всё и началось, а до них ничего не было. Было! Дома, например, построенные в рабочем посёлке Южноуральский уже сносят, а дом станичника Анцифирова до сих пор стоит. И ещё долго стоять будет!
Меняются названия улиц в нашем городе, меняется название города, меняются его статусы, его руководители, а народ живёт и творит историю своей малой родины, которую ни переписывать, ни искажать нельзя.
Южноуральску – 270 лет. Этот факт нужно признать тем, кто сегодня наделён властью, повернуться лицом к истории города от крепостных стен до сегодняшнего дня, восстановить, пока не поздно, бесследно исчезнувшие мемориальные доски, напоминающие о прошлом города, написать на въездном знаке рядом с гербом четыре цифры – «1745», и жить и работать в молодом городе Южноуральске. Мне довелось бывать в городах, которым более тысячи лет, жить в городах, которым боле двух-двух с половиной тысяч лет, а потому я могу сказать, что 270 лет для города – это возраст младенца.
Юрий ЕЛИЗАРОВ
Фото автора.