В детской поликлинике Южноуральска не хватает педиатров и узких специалистов.
О работе детской поликлиники — о трудностях, с которыми сталкиваются и сами медики, и их маленькие пациенты с родителями, об изменениях в системе здравоохранения, о поиске путей решения проблем, о том, что уже удалось, а что — в планах или пока только в мечтах — корреспондент газеты «Вся округа» побеседовал с и.о. заведующей детской поликлиникой Южноуральска Верой Бабкиной.
— Вера Николаевна, наши читатели столкнулись с проблемами, пытаясь попасть на приём к лор-врачу в Увельской больнице, ведь в нашей поликлинике такой специалист не принимает. Можно прояснить, при направлении пациентов из нашей детской поликлиники в Увельскую, какие документы должны быть выданы пациенту? Какова процедура оформления на приём в Увельской поликлинике?
«К лор-врачу мы сейчас направляем наших пациентов в Увельскую больницу. Только с острой болью. Пациенту выдаётся направление установленного образца — форма 057-У. Его заполняет лечащий врач, подписываю я, как заведующая.
По этому направлению наших пациентов в Увелке примут, но оно, конечно, не даёт право внеочередного приёма.
На плановую помощь к лор-специалисту мы направляем пациентов в областную больницу по электронной записи. Все, кто состоит на учёте, дети, которым нужно уточнить диагноз, рекомендации по дальнейшему наблюдению, — все направляются в областную больницу.
Это отработанные схемы. Тут проблем не возникает. Другой вопрос, что сейчас лор-врач в Увелке в отпуске. А у нас его нет».
— Где ещё слабое звено в работе детской поликлиники?
«На сегодняшний день основная проблема у нас — нехватка участковых педиатров. Сейчас приоритетное направление работы в здравоохранении — это именно участковая служба.
У нас сейчас работает четыре педиатра на девяти участках. Причём, одна — это подростковый врач. То есть мы вынуждены были оголить одну службу, чтобы «прикрыть» участок. В таком режиме работать просто невозможно… Но доктора наши стараются.
Мы сейчас формируем фельдшерский участок, на котором будет работать наш специалист, чтобы разгрузить педиатров».
— А проблему кадрового голода пытаетесь решить?
«Надеюсь, нам удастся привлечь специалистов, задействовать резервы в городе. Скорее всего, будем формировать фельдшерские участки. Это же замечательно, когда педиатр или фельдшер, но один и тот же человек длительное время наблюдает ребёнка. Это очень важно. В этом-то и заключается работа участкового врача!
Если администрация города предоставит жильё, к нам готова приехать ещё одна фельдшер — уже стажист, работавшая на педиатрическом участке. На данный момент вопрос только в жилье.
Если нам удастся привлечь для работы на участках фельдшеров, то оставшихся педиатров мы могли бы перевести на консультативный приём — на целый день. Есть такая задумка»…
— Вера Николаевна, кто ещё нужен сегодня детской поликлинике?
«Нам очень необходим один педиатр на профилактическое отделение. Очень большой блок — это профилактические осмотры. В этом направлении нагрузка на врача — 26-30 человек в день. Ведь всё детское население должно раз в год пройти осмотр. Переложить эту работу сейчас на педиатров невозможно. Они просто физически не справятся.
У нас сейчас нет заведующего участковой службой, а это тоже очень большой раздел работы, важная контролирующая функция.
По всем стандартам нам жизненно необходима детская неотложная помощь».
— Это детская «скорая»?
«Представьте, у ребёнка температура 39, мама вызвала на дом врача. А врач четыре часа на приёме, а потом пошёл по участку, но там ведь далеко не один вызов в этот день. Он не может бежать с края на край участка. Просто не успеет тогда всех посетить. Поэтому у него свой маршрут. И ребёнок с высокой температурой вынужден ждать!
Поэтому неотложная помощь просто необходима. Тогда в течение двух часов мы сможем на дому обслужить таких детей. Для этого нужны хотя бы два фельдшера».
— Вера Николаевна, а в работе узких специалистов — есть «узкие места»?
«Нам остро необходим лор-врач. Этот специалист очень тесно сотрудничает с первичным звеном. А сейчас у нас работает внешний совместитель. Она ведёт приём только деток до года.
Мы сейчас ведём переговоры с лор-врачом. Но пока вопрос остаётся в стадии решения.
Очень актуальна проблема организации стоматологической службы. Ведь детей имеет право лечить только именно детский стоматолог. У нас есть сейчас детский стоматолог. Но на детское население нашего города по норме их полагается шесть.
А с единственным специалистом в округе организовать работу службы очень сложно. Сейчас наш детский стоматолог принимает пациентов только с острой болью».
— Взрослые свои проблемы с зубами могут порешать и в частных клиниках, а ведь детей там не принимают.
«Не принимают. И не могут. Лечить зубы ребёнку может только детский стоматолог. Таких в городе больше нет. А рисковать своей лицензией ни одна частная клиника не будет!
Ещё мы столкнулись с проблемой, что родители сейчас почему-то стали недовольны тем, что мы направляем детей на различные консультации в областные больницы».
— Недовольны? А я как раз хотела задать вопрос о том, как можно получить направление на бесплатный приём «в область», нет ли с этим проблем?
«Проблем с направлением нет. Но родителей волнуют материальные и временные затраты на поездки в областную больницу. Родители работают, а в специализированных центрах детей принимают только с родителями, никаких бабушек-дедушек не примут.
Но, увы, по-другому не будет. Мы относимся к больнице первого уровня. Наши специалисты — стоматолог, невролог, кардиолог, хирург и другие — относятся к первичной специализированной медико-санитарной помощи. Их задача — выявить отклонения или заболевание. И, если пациент нуждается в специализированном лечении, то направить его в то учреждение, которое имеет право и возможность такую помощь оказывать».
— Может быть люди недовольны потому, что раньше-то лечили детей здесь, на месте?
«Сейчас в здравоохранении трёх уровневая система. Первый уровень — первичная медико-санитарная помощь, второй уровень — специализированные районные центры, и третий — областные специализированные центры, где, как правило, оказывается высокотехнологичная помощь.
Выше своего уровня мы не прыгнем. Родители должны понимать, что всё равно всё выстраивается так, что на местах выявляется проблема, а затем пациент обследуется и диагноз и методы лечения конкретизируются на уровне областной больницы или даже федеральных центров в Екатеринбурге, Тюмени, Москве».
— Получив направление в областную больницу, люди попадают на бесплатный приём? Читатели сообщали нам, что иногда просто везут детей на приём к специалистам, которых нет в городе, сами — платно.
«Если мы направили пациента, то приём, конечно, бесплатный. А поехать и попасть на приём платно? Имеют право. Есть выбор: или идти по полису, по направлению лечащего врача, но в установленном порядке, в определённых временных рамках. А можно, например, в детскую областную поликлинику, обратиться лично и вас примут на платной основе.
Но время, ожидания, по направлению, кстати, небольшое. Вот к неврологу записываем — максимум через две недели.
К любому специалисту в областную больницу может дать направление наш специалист. Если такого нет в нашей поликлинике, например, к аллергологу, пульмонологу, нефрологу, гастроэнтерологу, иммунологу, эндокринологу и другим, даёт направление участковый врач. Ни один ребёнок не останется без помощи».
Продолжение разговора о работе детской поликлиники —
в следующем номере газеты «Вся округа» и на нашем сайте..