Сегодня, 27 сентября, православные празднуют Воздвижение честного и животворящего Креста Господня, который относится к одним из 12 великих (двунадесятых) праздников. Он установлен в память обретения Креста Господня, которое, по преданию, произошло в 335 году в Иерусалиме близ Голгофы во время археологических раскопок. Их организовали приехавшие в Палестину мать императора Константина Великого императрица Елена и иерусалимский епископ Макарий.
В этот день в соборах архиереи, окруженные сонмом духовенства, посередине храма поднимали высоко над молящимися крест и осеняли им все четыре стороны света под громогласное пение хора: «Господи, помилуй!».
Церковное предание сохранило разные версии обретения Святого Креста. По самой древней из них, которую приводят историки V века, Крест, бывшую на нем табличку с именем Иисуса и гвозди, которыми он был прибит, нашли под святилищем Венеры, воздвигнутом римлянами на месте разрушенного ими Иерусалимского храма. Но поскольку крестов было обнаружено три, епископ Макарий предложил поочередно приложить каждый из них к тяжелобольной женщине: от прикосновения к тому, на котором был распят Господь, женщина исцелилась.
Другое предание рассказывает, что место, где нужно было искать Крест Господень, подсказал императрице Елене старый еврей по имени Иуда, а определили, какой из трех крестов – тот самый, когда от прикосновения им к мертвецу, которого проносили мимо, тот ожил. А Иуда потом крестился с именем Кириак. Это сказание даже вошло в число обязательных церковных текстов, предназначенных для чтения в праздник Воздвижения.
Частицы животворящего древа в многочисленных мощевиках разошлись по всему христианскому миру. На Руси в праздник Воздвижения был обычай ставить часовни, малые церкви и придорожные «обетные» кресты в благодарность за избавление от какой-нибудь напасти. Поскольку день связан с воспоминаниями о крестных страданиях Богочеловека, церковный устав считает его строго постным, сообщает АН Доступ.