Что есть “Чтение” в сознании сегодняшних молодых людей? Какова его социальная цена? Престижно ли слыть начитанным в юношеской аудитории и нет ли “шанса” получить клеймо “Белой вороны” или всё – таки книги безнадёжно устарели и нет им уже пути назад в стремительном развитии новых технологий? — задалась вопросом библиотекарь увельской ЦБС Наталья Новоселова, которая провела исследование и рассказала об итогах сайту вся-округа.рф.
Достаточно часто как от молодых, так и не от молодых людей я слышу подобные вопросы и каждый раз слышу разные ответы, но пазлы всё – таки сложились и картину происходящего на момент начала учебного года помогли составить опрошенные методом анкетирования и устного опроса студенты Южноуральского Энергетического техникума политехнического отделения в количестве 63 человека.
Не скрою, в целом полученные данные на вопрос “Любите ли вы читать?” оказались достаточно противоречивы , ведь около 5% решились признать, что не любят читать, 3,5% читают иногда по мере необходимости и 4,7% читают, если их заставят взрослые и приведут за руку в библиотеку. Не согласились же с такими удручающими позициями почти каждый третий опрошенный и отметили – “читают регулярно”, а это не что иное, как ступень к признанию чтения в смысле неотъемлимого слагаемого для формирования совершенства в культурной среде.
Но “Для чего вы читаете ?”, а именно так трактовался второй вопрос мини – исследования “Чтение в разрезе современной реальности” для выяснения осознанной мотивации юных респондентов. Неужели вечерние прогулки под луной, интернет и модные тусовки не перетягивают по силе притяжения молодых людей?
Местами перетягивают и неплохо, но всё же подавляющее большинство опрошенных пусть и с конкретным практичным подходом : “для учёбы”, “для профессии”, но оставляют сам процесс чтения занятием нужным, занятием важным, познавательным и небесполезным. 2% читают по наитию – “Все читают и я читаю”, около 20% считают чтение занятием современным и даже престижным, а вот “ради удовольствия” и “просто нравится читать, ведь книга лучше, чем лжедруг” буквально единицы. Но как бы там ни было, а причин “читать”, чем “не читать” оказалось значительно больше и это хороший симптом.
Когда в анкете зашла речь о том, что способно заинтересовать для дальнейшего прочтения произведения, то очень многие сослались на мнение педагогов и родителей и здесь голоса разделились буквально поровну, но активная реклама перевешивает эту позицию и бьёт рекорды. В последних рядах оказались мнение других и аннотация. Кроме того, очень отрадно, что многие опрошенные ценят сам факт наличия домашней библиотеки. Таких респондентов набралось около трети от общего числа и более 50% заявили о том, что “нормально” относятся к читающему однокласснику. Позиция родителей на этом фоне выглядит достаточно нейтрально. И на вопрос “Как относятся к чтению ваши родители?” — “35% интересуются, когда в последний раз их чадо посещало библиотеку” и около 20% — интересуются у своих ребят“читают ли что задали в школе?”. Небольшой процент родителей, но есть, которые целенаправленно что — то приобретают в книжных магазинах или выписывают на дом. Вопрос о будущем библиотек завершал цикл анкетирования и следует отметить что, большинство полученных ответов дало основание полагать о дальнейшем перспективном общении и сотрудничестве как с реальными, так и c потенциальными читателями, а это означает, что синдром читателя неизлечим , если он уже имеется, передаётся в массовом формате и дарит иммунитет несмотря на разного рода новые социальные веяния.