В 1913 году по инициативе служителей Православной Церкви был проведен первый Российский День трезвости. Решением Святейшего Синода от марта 1914 года было принято ежегодное празднование Всероссийского Дня Трезвости – 11 сентября (по новому стилю).
В этом году 11 сентября во всех храмах Троицкой епархии будут совершаться молебное пение о «Страдающих от греха винопития». Пройдут такие Богослужения и в храмах Южноуральска.
Дата была выбрана не случайно – в этот день православные христиане отмечают день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, во время которого следует соблюдать строгий пост. В России в эти дни закрывались все винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков. В православных храмах проводились крестные ходы и читались воззвания о важности и значимости трезвого образа жизни, а затем проводился молебен Иоанну Крестителю. Каждый желающий мог дать обет трезвости, который благословлялся священником.
День почитания Иоанн Креститель был выбран не случайно днем трезвения. Иоанн Креститель или Предтеча (Предшествующий) был назван Самим Иисусом Христом «большим, из рожденных женами». И действительно этот святой явился родоначальником всех форм христианского подвижничества. Он и последний пророк – и первый апостол, он – строитель церковных Таинств Крещения и Покаяния, и первый монах-пустынник. Его жизнь закончилась мученически, но даже убивший его почитал его за праведника. А первая похвала будущему Предтече Христову звучит еще до его рождения, когда Архангел Гавриил говорит его отцу – священнику Захарии, что «он будет велик пред Господом, не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1, 15). А вот кончина земного пути величайшего праведника: Иоанн Креститель был заточен темницу, за то, что обличал явное беззаконие царя Ирода Агриппы. А во время празднования дня рождения Ирода, когда опьяненный царь потерял контроль над собой – он, по пьяной прихоти и в угоду «блудной плясавице», казнил Иоанна. (Мф. 14, Мк. 6,). Потому и почитается Иоанн Креститель как покровитель трезвого образа жизни.
Немного странно слышать то, что Православная церковь установила такой праздник – День Трезвости. Ведь вообще-то христианам разрешается употреблять вино, тем более что и в Библии о нем написано много хорошего? Также в Библии не мало написано о вине и негативного.
Обратим внимание, что Господь вина не создавал. Оно было неизвестно Адаму и Еве. Ной и его потомки получили Божией благословение на вкушение мясной пищи, но на производство вина и его употребление благословения не было! Люди сами СЛУЧАЙНО произвели вино. Впервые вино упоминается в Библии в 9 главе Книги Бытие. «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил от забродившего виноградного сока (вино), и опьянел, и лежал обнаженным в шатре» (Быт.9; 20) Далее следует грех Хама и разделение в семье. В Священном Писании, это не единичный случай того, какие страшные грехи совершались под действием алкоголя. Например, Лот, упившись вином, совершил грех кровосмешения, и он сам не знал, как это произошло. (Быт. 19. 30-35). Олоферн любовался на Иудифь и пил много вина, сколько не пил никогда, ни в один день от рождения. Выражаясь фигурально, грозный и осторожный Олоферн, потерял голову на пиру, чтобы потом потерять ее буквально. Когда отягощенный вином он спал в своем шатре, Иудифь сняла ему голову с плеч его же собственным мечом. (Иудифь, 13,1-9) А вот слова премудрого Соломона: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притч. 23. 32). Ветхий Завет прекрасно знает, что такое вино и знает, какая опасность заключена в нем и предупреждает о ней.
Еще строже к винопитию относится Новый Завет: Строго звучат слова Апостола Павла, предупреждающие христиан от пьянства: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Еф.5,18) и совсем грозно: « Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». (1 Кор. 6; 10). Таким образом можно сделать вывод, что Священное Писание если и говорит где-то о вине в поэтическо-символическом значении не осуждающе, то пьянство отвергает категорически.
Праздник прекратили отмечать с приходом в страну Советской власти, так как она отрицала все церковное и религиозное. Традиция возобновилась только в 2005 году. В День трезвости 11 сентября каждый человек может внести свой вклад в общее дело – вести здоровый, а самое главное, трезвый образ жизни и призывать к этому других. Придти в Храм Божий, помолиться за страдающего от винопития, поставить свечку.
В своем послании Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Сегодня значительное число наших современников пытается уйти от реальности с помощью алкоголя, наркотиков, иных помутняющих сознание средств. Часть таковых людей уже страдает разрушительными зависимостями, излечиться от которых, избавиться от душевной тревоги и опустошенности они могут в Святой Церкви, перед ее служителями всегда стояла весьма непростая задача — направить людей по единственно верному пути — за Спасителем нашим Христом, по пути противостояния греху и соблазнам».