Из-за сокращения продаж новых автомобилей в 2015 году число желающих застраховать свою машину по каско может снизиться на 20%. Потери страховщики компенсируют ростом стоимости полисов.
Основным драйвером роста портфеля автокаско является продажа новых автомобилей: чаще всего страхуют именно новые авто, а если машина куплена в кредит, то страховка является обязательным условием. В 2015 году продажи легковых автомобилей сократятся на 25–35%, прогнозируют аналитики PricewaterhouseCoopers (PwC) в докладе «Автомобильный рынок России: результаты 2014 года и перспективы развития». Цифры за январь подтверждают этот прогноз: по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи в России за первый месяц 2015 года сократились на 24,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из-за ослабления рубля существенно возросла стоимость новых автомобилей всех автопроизводителей; увеличение ключевой ставки сделало автокредиты менее доступными, в целом платежеспособность населения падает из-за замедления экономики – все эти факторы влияют на состояние рынка каско, говорит управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств «Ренессанс Страхования» Сергей Демидов. Если прогноз по падению продаж новых автомобилей в 2015 году на 25–35% оправдается, то объем сборов по автокаско может сократиться примерно на 20%, говорит зампред правления СОГАЗа Дамир Аксянов.
По данным ЦБ, общий объем сборов по автокаско за 9 месяцев 2014 года составил 158 млрд руб. Официальных данных по итогам года еще нет; по оценке «Эксперт РА», объем премий за 2014 год равен 216–219 млрд руб. Таким образом, страховщики могут потерять более 40 млрд руб.
В 2015 году тариф вырастет не менее чем на 15%, уверен Демидов из «Ренессанс Страхования». По прогнозу СОГАЗа, увеличение стоимости каско в 2015 году может составить до 20%. Компания «МАКС» уже в феврале повысила стоимость полисов для некоторых клиентов – не более чем на 20%. В «Согласии» сказали, что проводят корректировку тарифов раз в месяц. «Корректировка тарифов незначительная, есть сегменты, где тарифы увеличиваются, есть, где незначительно снижаются. Но в целом наблюдается тенденция к росту тарифов», – говорит директор департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Дмитрий Кузнецов. Тарификация для каждого клиента индивидуальна, напоминает руководитель дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.
«Поэтому для одного автовладельца стоимость полиса может вырасти на 20–25%, для другого – даже снизиться. Это также сильно зависит от ценовой политики по конкретным моделям – для Honda, например, у которой запчасти выросли в цене на 48%, мы увеличили стоимость каско в 1,4 раза», – говорит он.
Ниссельсон из «ВТБ Страхование» не сказал, насколько будут повышены тарифы по каско, но отметил, что компания планирует ужесточение своей андеррайтинговой политики, что приведет к снижению сборов. Иными словами, некоторые клиенты, чьи автомобили входят в повышенную группу риска, с трудом смогут купить полис каско.
Первоисточник: rbc.ru