Мы публикуем статью, которая вышла в новом номере газете «Вся округа». Называется она «Большая жизнь на улице Большой», написал ее главный редактор газеты, писатель и краевед ЮРИЙ ЕЛИЗАРОВ.
Большая жизнь на улице Большой
Казалось бы, эта статья должна была появиться на страницах газеты не сейчас, а в следующем году, когда наш город будет отмечать своё 270-летие. Почему она появилась именно сейчас, за год до юбилея, читатель поймёт, дочитав её до конца.
Итак, через год наш город отметит 270-летие. Да, именно 270-летие! И именно город Южноуральск, а не станица Нижнеувельская (как нам упорно пытаются преподнести)!
Во-первых, не станица, а город потому, что станицы Нижнеувельской (не путать с железнодорожной станцией, расположенной по соседству!) на карте Челябинской области просто нет. А как можно праздновать юбилей того населённого пункта, которого нет?
1745 – Нижнеувельская крепость
Почему-то считается, что город – это где администрация и магазины, а то, что ближе к реке Увелька – это вроде как и не город, а та самая несуществующая станица. Любой южноуралец может показать, где граница между Южноуральском и Плановым, между Южноуральском и Рощино, но никто не покажет границу между городом Южноуральском и станицей Нижнеувельской. И всё потому, что такой границы нет. Нет ни в черте города, ни на его карте!
1776 – Нижнеувельская слобода
Праздновать юбилеи и дни рождения несуществующей станицы принято на улице Советской, как бы подчёркивая этим знание истории своей малой родины. Дескать, в то время, когда улица Советская именовалась Большой, она была центральной улицей станицы, а потому и праздник здесь не День города, а День станицы. Но достаточно заглянуть в паспорт любого жителя этой улицы, там, на странице прописки будет значиться: город Южноуральск, улица Советская, дом такой-то. Заметьте, город Южноуральск, а не станица Нижнеувельская! Это, во-вторых.
1843 – Нижнеувельская станица
По-моему доводы более чем убедительные. Давайте пройдёмся по этой улице, на которой люди живут уже 269 лет, и попытаемся всмотреться в историю, которую у них (да и у нас тоже, живущих на других улицах) вольно или невольно крадут.
Итак, станица Нижнеувельская появилась на картах только в 1843 году, когда и получила соответствующий статус. А до этого, с 1776 года, она была Нижнеувельской слободой. Этим статусом мы «обязаны» Емельяну Пугачёву, которого якобы наши предки поддержали. Однако, если вспомнить бугор, на котором пугачёвцы повесили местного попа Фрянзю, призывавшего не признавать бунтаря императором, а также сожжённые около 90 дворов Нижнеувельской крепости, то может быть в немилость нижнеувельские казаки попали и не совсем заслуженно. К тому же в это время были уничтожены архивные документы «крепостного» периода истории нашего города.
Вот мы и подошли к своим истокам: Нижнеувельская крепость была заложена исетскими казаками в 1745 году по приказу первого губернатора Оренбургской губернии Ивана Ивановича Неплюева на два года позднее крепости Троицкой и на два раньше крепости Кичигинской, соединив собой внешнюю линию полевых укреплений и внутреннюю (Исетскую). Первым атаманом, возглавлявшим крепостной гарнизон, был Севастьянов.
1924 – село Увелька (до 1939 года – центр Увельского района)
Нижнеувельская крепость, а потом и слобода, и станица была связующим звеном не только в оборонной линии, но и в торговом, и в почтовом плане, соединяя Троицкую крепость с Челябинской. Частью этого торгово-почтового пути и стала улица Большая. На этой улице в те годы бурлила большая жизнь.
1950 – рабочий посёлок Южноуральский
С этой улицы уходили наши предки и на защиту Родины в 1812 году. О боевом искусстве казаков с восхищением отзывался французский император, армии которого испытали на себе это боевое искусство. Именно Наполеону принадлежат такие слова: «В казаках сидит сам чёрт. Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу». Казаки прошли Европу, но под командованием своих российских полководцев, после чего на карте Южного Урала появились такие названия, как Париж, Берлин, Варна…
1963 – город Южноуральск
В станице Нижнеувельской в честь победы в Отечественной войне на народные деньги была возведена красавица Христорождественская церковь. Церковь эта разделила в советское время, когда и улица Большая вдруг стала Советской, участь тысяч российских церквей и храмов – была уничтожена. Да и сами нижнеувельские казаки разделили судьбу донского, кубанского и оренбургского казачества в годы гражданской войны и последовавшего за ней расказачивания.
2004 – Южноуральский городской округ
Гражданской войне предшествовала Первая мировая, столетие начала которой отмечается в эти дни. И снова казаки выступили на защиту Отечества, и снова воевали достойно. Подвиги 78 казаков станицы Нижнеувельской отмечены высшей наградой воинской славы того времени – Георгиевским крестом, 35 станичников удостоены этой награды дважды, двенадцать – трижды. Особой доблестью покрыли свои имена младшие урядники Михаил Лаврентьев и Павел Ческидов, урядник Иван Данетов, старшие урядники Григорий Сидоров и Пётр Шапкин, вахмистр Дмитрий Бабкин и подхорунжий Василий Согрин, ставшие Полными Георгиевскими кавалерами.
Начавшаяся после революции Гражданская война поделила станичников на белых и красных.
Проходя теперь по улице Большой я вижу немногие сохранившиеся дома того времени. Самый известный здесь дом принадлежал когда-то пимокату Василию Анциферову. По соседству с ним – двухгодичное казачье училище, в котором учились, вероятно, и боец красного кавалерийского полка имени Степана Разина, ставший впоследствии первым председателем Нижнеувельского ревкома Пётр Максимов и казак Степан Лапаев, которого судьба забросила в далёкую Маньчжурию, где он был атаманом Оренбургской Дальневосточной имени Атамана Дутова казачьей станицы. На доме, где была провозглашена советская власть, уже нет мемориальной доски, а участники тех кровопролитных боёв лежат на старом городском кладбище.
В 1990 году Горькому возвращено имя Нижний Новгород, Калинину – Тверь, в 1991-м – Ленинграду Санкт-Петербург, Свердловску – Екатеринбург, Куйбышеву – Самара…
Сколько историй, связанных с расказачиванием, рассказывали мне земляки, сколько горестных воспоминаний связано у казаков с геноцидом, организованным советской властью. Я знаю, что в некоторых семьях шашки рубили на ножи, чтобы хоть в таком виде они напоминали казакам о их прошлом. Я знаю человека, который вынужден был укоротить свою фамилию, чтобы фамилия его деда, воевавшего на стороне белых, не создавала ему в жизни проблем…
У казаков-нижнеувельцев отняли память о своём происхождении и своей истории, отняли имя у улицы, на которой они жили веками, отняли церковь, где их крестили и отпевали. Это было «время разбрасывать камни», сейчас пришло «время их собирать».
Однажды на заседании Совета директоров Южноуральска я высказал предложение вернуть улице Советской её историческое название. Сегодня повторяю это предложение здесь. И это не какая-то прихоть моя и тех людей, которые не хотят жить Иванами родства непомнящими, это восстановление исторической справедливости, ради которой даже городам возвращают их прежние названия. В сотнях городов прежние имена возвращают улицам и площадям.
И всё это, не только по закону памяти, но и по закону государственному. В доказательство процитирую статью 11 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. № 1107-I «О реабилитации репрессированных народов» (к которым в Законе отнесено и казачество): «Культурная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление комплекса мероприятий по восстановлению их духовного наследия и удовлетворению культурных потребностей. Это означает также признание за репрессированными народами права на возвращение прежних исторических названий населенным пунктам и местностям, незаконно отторгнутым у них в годы советской власти».
Кстати, улица Большая (а я верю, что она вновь обретёт это имя!) и сегодня остаётся самой большой в этой части города. Именно города, а не станицы, которая была лишь промежуточным статусом от крепости к городу. И надо бы, чтобы возвращение имени состоялось к его 270-летию.
Юрий ЕЛИЗАРОВ
автор пишет, что улицу нужно переименовать, а документы автор будет потом бегать переделывать, всю жизнь живу на Советской и все меня устраивает, а автор пусть меняет название своей улицы!!! Сейчас название поменяют, а потом плати всякие гос.пошлины, что бы прописку поменять! Если автор и все желающие переименовать улицу будут платить, то пусть меняют, а если нет, то успокойтесь! Нас живущих на этой улице устраивает название!!!
Категорически против. Автор называет противников своей идеи «Иванами, не помнящими родства». Но на самом деле противники переименования как раз очень хорошо историю помнят. Если соотноситься с историей, то название улицы «Советская» напоминает нам о Великой Истории Великого Советского государства, когда каждый гражданин страны гордился тем, что он является представителем Советской державы. В то же время название «Большая» напоминает нам о том страшном времени, когда народ в стране был на положении бессловесного скота.
Упоминаемый автором Наполеон, кстати, никогда не говорил такой фразы: «В казаках сидит сам чёрт. Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу». На самом деле он говорил прямо противоположное. Дело было в 1814 году. Осаждённый союзниками Париж был весь обклеен карикатурами на казаков, на которых они изображались пьяными, поджигающими дома и валяющимися среди грязных луж и в дьявольском обличье. То есть выражение: «В казаках сидит сам чёрт» надо было понимать не как «смелые солдаты», а как «пьяное быдло». Ну а второй части фразы Наполеон не говорил вообще. Ну, подумайте, зачем ему были нужны вечно пьяные и недисциплинированные казаки (их и в бой-то не пускали, а поручали в основном совершать рейды по тылам противника, то есть, говоря попросту, годились казаки только на то, чтобы мародёрствовать и убивать беззащитных тыловиков — кашеваров и фуражистов)? Когда у него была своя непобедимая Гвардия, с которой он уже прошёл всю Европу, не потерпев ни единого поражения. Странная замена, странная мечта… неужели покоритель всей Европы Наполеон совершенно не разбирался в военном деле, если мечтал заполучить в свою армию казаков?
Ну и если уж цитировать Наполеона, то ему принадлежит такая (реальная, а не выдуманная) фраза: «Народ в России живёт хуже, чем свиньи во Франции». Это было сказано в то время, когда улица Советская ещё называлась Большой…
Нет уж, если автору так уж хочется романтизировать казачество, то это его личное дело. А вот переименование улиц — дело общественное. И не надо свои личные желания выдавать за желания народа. Не надо, пользуясь блатным положением главного редактора, с пафосом распространять выдумки о геноциде казаков, организованном Советской властью. Ибо источник этих выдумок — не истинные казаки, а голодранцы, ряженые клоуны, как называла их моя бабушка — кстати, потомственная Уральская казачка.
Ну, насчет «бессловесного скота» — это вы погорячились. Мой прадед, казак, десятник, имел большой дом, землю в Курганской области, даже бахча была! Всех пятерых дочерей выдал замуж с приданным и каждой досталась золотая вещь, моей бабушке — крохотная ложечка, а ее младшей сестре — серьги, так бабушка всю жизнь говорила: «Мне так ложку, а Шурке — так серьги!» Хорошо казаки жили и «бессловесным скотом» не были. Может, кто и был, а мой прадед — нет.
Ну так прадед-то явно жил в Советские времена. О чём я и толкую: в Советские времена весь народ, в том числе и казаки, жили во сто крат лучше, чем при самодержавии. Казаки собственно и появились как результат бегства крестьян от невыносимых условий жизни. Моя бабушка, которую я упоминал, тоже не бедствовала при Советской власти. У её мужа (т.е. моего деда) ещё в шестидесятых годах был свой автомобиль, четырёхкомнатный дом и большой огород, который мог прокормить семью из 6-ти человек. Потому-что мои бабушка с дедом работали. А вот те, кто предпочитали бездельничать и ничего не имели, те сейчас рассказывают байки, как Советская власть им геноцид устраивала.
Нет, прадед умер еще до Второй мировой. Жил благополучно при царском режиме, где все были «за Царя, за Родину, за Веру». При Советской власти земли ни у кого своей не было. Все было в колхозе.
Уважаемый Евгений, Вы бы тут не позорились своим «знанием» об имущественном благополучии казаков при советской власти, а лучше бы почитали книги про казачество. Узнали бы, например, что казакам в то время выделялось 30 га земли для обработки/сдачи в аренду. И что в Нижнеувельской уже до революции функционировали школа, библиотека, а грамотность была практически стопроцентной. И что в борьбе с красной чумой казаков Нижнеувельской погибло в десяток раз больше, чем на фронтах Первой мировой. И про голод 1921-1922 годов, когда люди, доведенные до отчаяния грабительской продразверсткой, съели всех лошадей, кошек, собак (регистрировались даже случаи каннибализма). Период до смерти Сталина стал для казачества кромешным адом.