23 декабря – важная дата в истории Южноуральска. В этот день в 1963 году был принят в эксплуатацию Южноуральский фарфоровый завод — один из первенцев нового строительства фарфоро-фаянсовой промышленности СССР.
Сотрудники городского музея разместили на странице в соцсети рассказ о художниках, работавших на предприятии в разное время.
Наш фарфоровый завод являлся вторым после Краснодарского, вновь построенным фарфоровым заводом средней мощности, и первым самым крупным заводом по выпуску хозяйственного фарфора в Уральском регионе.
Фарфоровый завод выпускал хозяйственный фарфор и очень быстро стал лучшим в регионе. В 1975 году объемы производства выросли до 27 миллионов единиц ежегодно. По самым скромным подсчетам, количество кофейных и чайных сервизов, пиал, фигурок животных и жанровых скульптур, выпущенных за годы работы, приблизилось к 600
миллионам изделий.
Посуда из Южноуральска массово поступала в магазины не только Урала, но и центральных областей РСФСР, а также уезжала на Дальний Восток, в Сибирь и северные регионы страны. Отправляли нашу посуду и на экспорт, посуду с клеймом завода можно было увидеть в Афганистане, Монголии, Йемене, Израиле и даже Австралии.
Считается, что стиль южноуральского фарфора был задан уже первым поколением его художников, в числе которых И.А. Савин и В.В. Орлов. Но высокий уровень поддерживали и в последующие годы.
В числе самых первых живописцев, в 1963 году на завод приехала работать Надежда Васильевна Морозова. Она стала главным художником в художественной лаборатории и внесла важнейший вклад в становление заводской школы росписи.
Для мастеров, придумывавших сюжеты, Елена Александровна Щетинкина, работавшая на должности главного художника ЮФЗ с начала 1980-х годов, организовывала так называемые «творческие дни», когда можно было посещать выставки или работать дома, изучая необходимую литературу.
Важнейший вклад в становление заводской школы росписи внёс Николай Николаевич Калилов, пробовавший эффектно подать различные направления. Напольная ваза «Казахстан» очаровывает прорезным национальным орнаментом, а декоративный комплект «Бабье лето» привлекает насыщенной палитрой.
Работы Анны Львовны Пановой не раз удостаивались повышенного внимания жюри на международных выставках. Например, её чайный набор «Уральские самоцветы» получил в Болгарии диплом и премию. Очень хорошо восприняли созданное ей к 20-летию полёта Гагарина декоративное блюдо «Я – Земля», форму которого придумал другой признанный мастер ЮФЗ Сергей Александрович Мусаков.
Н. В. Федорова — одна из последних художников Южноуральского фарфорового завода. После окончания Иркутского училища искусств в 1992 году приехала работать на ЮФЗ. Трудилась в художественной лаборатории над разработкой новых образцов посуды, которые потом внедрялись в производство. После банкротства завода в 2008 году, долгое время сохраняла его музей… На сегодняшний день все экспонаты переданы в краеведческий музей Южноуральска.