На празднование 90-летия Увельского района прибыл «автомузей на колёсах».
На главной площади посёлка Увельский в честь юбилея района прошла выставка авто-мото-старины. Два челябинских клуба — «Мотор-классик» и «АСА» («Автомобили самодельные и антикварные») представили старинные автомобили.
Выстроившиеся на площади раритеты вызвали огромный интерес зрителей, особенно — ребятишек. Впрочем, и взрослые с удовольствием фотографировались на фоне военных грузовиков, красавицы Волги, сверкающего чёрного БМВ и забавной мотоколяски, словно приехавшей из любимой комедии «Операция Ы».
Именно мотоколяска первой сделала круг почёта во время авто-шоу, когда зрители сумели увидеть каждый автомобиль в движении.
Станислав Тягунов с сыном продемонстрировали инвалидную мотоколяску С-3-А. Такие выпускались Серпуховским моторным заводом с 1958 по 1966 год. Предназначались коляски для инвалидов войны — их бесплатно раздавали через социальные службы. В народе эти коляски называли «моргуновками»: в фильме «Операция Ы и другие приключения Шурика» на такой ездил актёр Моргунов.
Автомобиль-юбиляр вывели на круг отец и сын Александр и Богдан Веселовы. Ровно 50 лет исполнилось «Москвичу-403» (экспортному). Даже краска на этой машине — та самая, какой он был выкрашен в год выпуска — в 1964!
В советские времена наши «Москвичи» шли на экспорт, в том числе, и в капиталистические страны — Швецию, Грецию, Финляндию, и даже Англию. Версия для экспорта оформлена не как у обычного «Москвича-407»: декоративные молдинги, красивая решётка, фары изготовлены в ГДР, дизайн разрабатывался итальянской фирмой.
Симпатичный 70-летний «Москвич» на «родном» ходу бодро сделал несколько кругов по площади.
А следом на круг выехал не менее легендарный автомобиль: красно-белую «Волгу» ГАЗ-21 1958 года выпуска — из самых ранних партий (выпуск этих машин начался в 1957 году) сохранил и восстановил Кирилл Межов.
Кстати, самые первые «Волги» выпускались со звездой на решётке впереди. Этих красивых автомобилей сохранилось немало, у многих это вторая машина — для души!
Постарше «Волги» другая уникальная машина — ГАЗ М-20. Этот автомобиль, выпущенный в 1953 году, представил коллекционер Фёдор Наумов (а сохранил — ветеран клуба Георгий Анатольевич Петров). Эта машина в таком состоянии, что и сегодня развивает скорость до 100 километров в час!
«Победу»- первый послевоенный советский автомобиль, конструкторы Горьковского автозавода начали разрабатывать ещё в годы войны. Наброски были готовы уже в 1944 году, а в 1945 году уже был готов макетный образец.
После войны машину показали в Кремле Сталину. Предполагалось, что автомобиль получит название «Родина». Но Сталин спросил создателей машины: «Почём Родину продавать будете»? Так машину назвали «Победа».
С 1947 года начался выпуск легендарного автомобиля ГАЗ М-20 «Победа». Это был комфортабельный автомобиль, опережавший на момент создания машины многих зарубежных фирм. Выпускался он до 1958 года.
Следующим выехал на площадь БМВ-340 образца 1949 года из коллекции Фёдора Наумова. Этот иностранный автомобиль можно считать почти советским. Выпускался он после войны в городе, который находился в советской оккупационной зоне Германии. Такие машины даже продавались населению в Советском Союзе.
Немецкий БМВ был какое-то время «советской машиной»: выпускались они до 1952 года, после чего завод был передан в собственность ГДР.
Проехал по площади и знаменитый сельский труженик — ЗИЛ -164, восстановленный Борисом Ефимовым, который специализируется на грузовых авто. Привёл автомобиль на выставку Никандр Мягков.
Популярный послевоенный ЗИС-150 (Завода имени Сталина, потом — имени Лихачёва) был модернизирован в 1958 году и появилась машина ЗИЛ -164, она выпускалась до 1962 года.
Сам Борис Ефимов, владелец и реставратор, вывел на круг автомобиль ГАЗ-51 А- первый восстановленный им автомобиль. Выпускался с 1946 года по 1975.
Грузовик ГАЗ-51- основная тягловая лошадка сельского хозяйства страны, которой на смену пришли ГАЗ-52 и ГАЗ-53.
Под аплодисменты зрителей выехал на площадь самый старый из приехавших автомобилей — легендарный «Додж», поставлявшийся в годы войны из Америки по ленд-лизу.
Прозванный «Три четверти» за грузоподъёмность в три четверти тонны, мощный полноприводный «Додж» мог очень выручить в критической ситуации — легко вытащить из грязи любую машину.
Такие автомобили поставлялись в СССР с 1943 года. Прокатившийся по площади Увельского «Додж» — машина 1944 года выпуска, также прибыл на выставку своим ходом.
Следующий участник ГАЗ-67 Б — ещё один фронтовой автомобиль: его называли «фронтовой джип». Он мог ехать по колее, оставленной грузовиками и на одной заправке мог проехать 500 километров!
Особый восторг собравшихся на праздник детей вызвал выехавший на круг почёта мотоцикл с коляской: ведь управляли им «солдаты» времён Великой Отечественной войны, а в «люльке» был установлен пехотный пулемёт!
Тяжёлых армейских мотоциклов М-72 за годы войны было выпущено порядка 10 тысяч.
Выставка никого не оставила равнодушным: дети и молодое поколение удивлялись, люди постарше и ветераны откровенно любовались заслуженной техникой, на которой многим из них довелось трудиться, а кому-то – воевать.