Необычайную активность проявляет в последнее время в публичном пространстве Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) и ее лидер Михаил Шмаков, стоящий у руля этой организации без малого 30 лет.
Недавно Шмаков заявил о поддержке решения столичных властей обязать вакцинироваться от COVID-19 работников сферы торговли и услуг. А перед тем шуму наделала его жалоба президенту РФ о том, что пенсии работающим пенсионерам до сих пор не индексированы. Причем оказалось, что Шмаков лишь поддержал инициативу баллотирующегося в Госдуму телеведущего Евгения Попова. Ранее, опять же с подачи журналиста, председатель ФНПР предложил ввести бессрочное льготное кредитование многодетным семьям.
Возможно оживление в профсоюзном движении может быть связано с предстоящими выборами в Госдуму. Они не исключают, что представители федерации будут выставлять свои кандидатуры, и им нужны голоса. Еще одной причиной активизации ФНПР могла стать проверка правоохранительными органами масштабной коррупции в руководстве организации и непосредственно Михаила Шмакова, который, сейчас пытаясь создать вид бурной деятельности, рассчитывает снизить градус напряжения вокруг своей персоны.
Пилите, Миша, пилите
О федерации давно говорят, как об организации абсолютно бесполезной с точки зрения защиты прав трудящихся. Напротив, ФНПР все больше «крепит дружбу» с работодателями в деле усмирения недовольных трудовых коллективов. Об организации достойного отдыха последних в санаториях и пансионатах, находящихся в ведении ФНПР, речь вообще не идет. Многие курортные объекты, в том числе детские оздоровительные лагеря, например, в Белгородской области и Бурятии, находятся в запустении. Минздрав РФ констатирует крайне низкую эффективность использования имущества профсоюзов и, как следствие, нарушение прав их рядовых членов, которые не могут получить оздоровительные услуги.
В стране появляется все больше альтернативных профсоюзных организаций, лидеры которых бездействие и беззубость ФНПР объясняют тем, что возглавляемая Михаилом Шмаковым федерация унаследовала огромную собственность, сформированную в свое время ВЦСПС, и теперь ей «несподручно вступать в конфликты – некогда, они наследство «пилят». Передел собственности профсоюзов руководством ФНПР во главе со Шмаковым достиг таких угрожающих размеров, что несколько лет назад деятельностью организации заинтересовались сначала в Совете Федерации, а затем и правоохранители.
Сейчас идет масштабное расследование фактов коррупции в руководящих органах ФНПР, к которому подключились Минюст, Генпрокуратура, Росреестр, Росимущество, Минздрав, Счетная палата и ФНС. Государственные органы уже дали свои оценки: Шмаков и его команда на протяжении многих лет вероятно занимаются отчуждением имущества ФНПР.
Генпрокуратура РФ установила, что из 2582 объектов, переданных в 1992 году Всеобщей конфедерацией профсоюзов СССР на баланс ФНПР, к настоящему времени осталось только 783. «Итоги проверки показали, что целый ряд объектов профсоюзной собственности отчужден незаконно в пользу третьих лиц в результате неправомерных действий путем применения различных схем, – сообщает надзорное ведомство в ответ на запрос спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая обратилась в Генпрокуратуру с просьбой разобраться в ситуации, сложившейся в ФНПР. – Зачастую имущество реализовано по заниженной стоимости, приведено в негодность либо длительно не используется».
Все вокруг — народное, все вокруг — мое
70% имущества советских профсоюзных здравниц фактически разворовано, в результате чего государство понесло колоссальный ущерб. Все усугубляет то, что отчужденная недвижимость зачастую сдавалась в аренду той же ФНПР, которая оплачивала услуги в том числе из средств, предоставленных ей в виде субсидий от государства или банковских кредитов. Прибыль от коммерческих операций оседала, скорее всего, в связанных с руководством федерации структурах. Выяснилось, что в 2016-2018 годах на ремонт и реконструкцию объектов санаторно-курортного лечения Кавказских минеральных вод ФНПР направила всего 160 млн рублей из полученных 1,9 млрд арендных платежей. В результате инфраструктура пришла в негодность, и теперь для ее реновации требуются огромные суммы. Всего же, как сообщала Генпрокуратура в письме тогдашнему полпреду президента в СКФО Александру Матовникову, затраты на реконструкцию санаториев региона могут составить 20 млрд рублей.
Факты неэффективного управления федерацией имущественным комплексом подтвердила и Счетная палата РФ, выявившая, что ФНПР не только продавала объекты, но и передала на безвозмездной основе сторонним организациям недвижимость на сумму не менее 504,7 млн рублей. Оказалось, что подконтрольная Шмакову организация не ведет достоверный учет объектов недвижимого имущества, о чем свидетельствуют расхождения данных Росреестра с данными самой ФНПР по 385 объектам. По информации ФНС, в 2002-2019 годах с участием федерации и входящих в нее профсоюзных организаций было создано 292 юридических лица, почти половина из которых по факту оказались фирмами-однодневками и быстро прекратили существование.
Как предполагают государственные органы, при Михаиле Шмакове профсоюзная собственность отчуждается практически повсеместно, включая Москву, Калужскую и Ростовскую области, Краснодарский и Приморский края, Республики Северная Осетия-Алания, Алтай и Карачаево-Черкессия. Например, в Краснодарском крае «дочка» федерации АО «Адлеркурорт» перевела в собственность сторонних лиц ЗАО «Пансионат «Фрегат». В Санкт-Петербурге ФНПР продала акции АОЗТ «Санаторий Сестрорецкий курорт» по цене в 230 (!) раз ниже рыночной стоимости. В Карелии прокуратура и полиция в настоящее время проводят проверки по факту преднамеренного банкротства ООО «Санаторий Марциальные воды». Руководством ФНПР разбазариваются даже объекты культурного наследия – например, «Здание Ермоловских ванн», «Родоновые ванны» и «Грязелечебница» в Пятигорске. Ущерб, по предварительным данным, составляет примерно 2 млрд рублей.
Управлять нельзя украсть
Только по фактам нарушения прав членов профсоюзов в отношении федерации возбуждено 40 дел об административных правонарушениях. Как заключает Минздрав РФ по результатам своей проверки, «многие санаторные организации зарегистрированы как коммерческие, и в них профсоюзам принадлежит лишь доля», что свидетельствует «о низкой эффективности использования имущества профсоюзов для достижения уставных целей». По фактам же противоправных действий ФНПР и связанных с ней структур заведены уголовные дела. Так, Октябрьский районный суд г. Ростов-на-Дону рассматривает дело в отношении председателя Федерации профсоюзов Ростовской области Владимира Козлова о продаже по вероятно поддельным документам 27 объектов санатория «Ростовский» на сумму 106 млн рублей.
Одно из расследований инициировало в ноябре 2019 года ГУ МВД России по СКФО по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Оно касается аферы руководства ФНПР с крупным санаторно-курортным комплексом Кавказских Минеральных вод, которую федерация Шмакова видимо осуществила совместно с Федерацией профсоюзов Ставропольского края (ФПСК). Было установлено, что в 2005 году ФНПР и ФПСК учредили в Кисловодске коммерческий холдинг «Курортное управление», которому в 2006-2018 годах передали 30 крупных санаторно-курортных и лечебно-профилактических учреждений всего за 867, 9 млн рублей, притом что рыночная цена объектов составляла 1,1 млрд. Разницу, как предположило следствие, должностные лица из ФНПР и ФПСК присвоили себе.
Прокуратура Пятигорска передала в Пятигорский городской суд материалы проверки деятельности холдинга «Курортное управление», в результате которой прокурор пришел к выводу о незаконности, как создания самой структуры, так и отчуждения целого ряда объектов в Пятигорске. В частности, некоторые складские помещения перешли во владение к некому индивидуальному предпринимателю А.Ю. Луневу, а такие объекты, как Нижние радоновые ванны, Пятигорская бальнеогрязелечебница, Курортная поликлиника им Н.И. Пирогова, пансионат «Искра» и корпуса ряда других здравниц – к неким ООО «Бриз», ООО «Платная поликлиника», ЗАО «Лира», ЗАО «Прасковейское», а также АО «Управление канатными дорогами».
В настоящее время прокуратура Пятигорска требует отменить договоры купли-продажи и прекратить право собственности этих организаций на ранее принадлежавшие профсоюзам объекты. Кроме того, ведомство настаивает на прекращении права собственности и самой ФНПР на замороженные и приходящие в негодность строения Пятигорска, а это более 150 объектов. С аналогичными исками в суд обратились и прокуроры Ессентуков, Железноводска и Кисловодска.
Курорт на… нарах?
Выводы проверки Генпрокуратуры неутешительны: «в результате проводимой руководством ФНПР политики создававшийся десятилетиями единый санаторно-курортный комплекс профсоюзов во многом утрачен». Такое положение дел надзорное ведомство объясняет «закрытостью информации по имущественным вопросам в профсоюзах, отсутствием механизма контроля деятельности их руководителей». При этом в законе о профсоюзах прямо сказано, что государством должен осуществляться контроль «за средствами от предпринимательской деятельности» ФНПР и что «имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда». Налицо вероятное игнорирование организацией Михаила Шмакова федерального закона, что и ранее приводило к громким уголовным расследованиям.
Так, в 2014 году на девять лет был осужден глава Волгоградского областного совета профсоюзов Вячеслав Кобозев по целому ряду уголовных статей – мошенничество в особо крупном размере, злоупотребление должностными полномочиями, растрата, коммерческий подкуп, подделка документов и даже незаконное хранении боеприпасов. Спустя пару лет лишен свободы председатель Федерации профсоюзов Архангельской области Алексей Савкин – за хищение благотворительных средств, собранных для детских лагерей, и вымогательство. В 2016 году за распродажу принадлежащих профсоюзу объектов недвижимости осужден председатель Хабаровского краевого объединения профсоюзов Виктор Корякин. Причем все трое входили в состав Генсовета ФНПР.
В 2019 году Генпрокуратура предлагала «проработать вопрос обеспечения прозрачности и гласности деятельности профсоюзов в целях предупреждения фактов незаконного отчуждения профсоюзной собственности и обеспечения прав членов профсоюзных организаций». Более того, уже подготовлен соответствующий законопроект, в котором содержатся требования по приданию публичности видов деятельности профсоюзов, связанных с извлечением дохода, и обязанность предоставлять ежегодные отчеты по аналогии с коммерческими организациями.
Эксперты отмечают, что принятие закона поможет остановить дальнейшее расхищение собственности, которая была сформирована еще в советские времена и, по сути, является общественным достоянием. А действиям руководителя ФНПР Михаила Шмакова наконец-то будет дана соответствующая уголовно-правовая оценка, невзирая на развернутую им публичную активность. Стоит задуматься о собственном будущем и лидерам входящих в федерацию региональных профсоюзов, особенно тех отделений, в отношении которых проводятся прокурорские проверки и следственные действия. Участие в вероятно преступных с точки зрения закона сделках ФНПР под руководством ставшего уже токсичным Шмакова подводит их под удар, последствия которого прописаны в Уголовном кодексе РФ.