Активная борьба с продавцами некачественного бензина и дизтоплива, начатая в 2015 году, сократила число случаев продажи на АЗС суррогата. Но, по данным Росстандарта, различные нарушения и в 2016 году были обнаружены на 18% российских заправок, причем 12% АЗС торговали топливом с нарушениями физико-химических свойств, то есть, по сути, фальсификатом.
Ведомства и крупные нефтекомпании видят решение проблемы в ужесточении контроля — в частности, во введении оборотных штрафов за продажу фальсификата или в более тщательной проверке нефтебаз, откуда в основном и выходят суррогаты.
В Росстандарте прошло первое заседание рабочей группы по противодействию незаконному обороту нефтепродуктов. Уровень нарушений на АЗС в 2016 году оказался самым низким за последние пять лет — 18% (проверено 1536 заправок). В 2015 году этот показатель был рекордно высоким — 42,5%. В октябре 2015 года Владимир Путин на заседании президентской комиссии по ТЭКу поручил создать единые требования к производителям в рамках борьбы с фальсификацией топлива.
По разным оценкам, годовой оборот контрафактного топлива может достигать в РФ 10 млн тонн (прогнозы выпуска на 2017 год — 39,8 млн тонн бензина и более 70 млн тонн дизтоплива). Гендиректор «Газпромнефть-Лаборатории» Виктор Чуяков считает, что наиболее критична ситуация с дизтопливом. «По нашим оценкам, в среднем по РФ доля суррогата в этом сегменте достигает 25-30%, в отдельных регионах она может быть выше вдвое и даже втрое»,— говорит он.
«Ситуация на рынке топлива требует принятия комплекса мер — повышения качества проверок и эффективности системы контроля в целом»,— считает участник совещания в Росстандарте. Само агентство в презентации пишет о необходимости ввести испытания и паспортизацию топлива перед отгрузкой в розничную сеть.
За усиление контроля выступают и крупные компании (на сетевых заправках доля нарушений ниже, чем на независимых,— 14% против 24% в 2016 году). В «Роснефти» заявили, что по итогам мониторинга в регионах сбытовой сети выяснили, что за 2015-2016 годы оборот контрафакта существенно не сократился.
Виктор Чуяков полагает, что нужно законодательно ограничить список нефтепродуктов, продаваемых на АЗС, автомобильными марками, исключив легальное попадание на них судового и печного топлива, дистиллятов. Также надо взять под контроль точки производства и распределения суррогата, считает он, проверки нефтебаз почти не производятся.
Источник: www.kommersant.ru