Тропарь праздника:
«При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!»
Перед тем как выйти Иисусу Христу на Свое служение спасению мира, Бог послал великого пророка Иоанна Предтеча, чтобы тот приготовил людей к принятию Господа. Велено ему было идти в долину реки Иордан и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встречи через покаяние и крещение. От всех требовалось, чтобы покаяние было искренним и сопровождалось исправлением себя и добрыми делами. В ту пору Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, и Он тоже пришел на реку Иордан, чтобы получить крещение от Иоанна. После совершения крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг раскрылись над Ним Небеса; Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором мое благоволение».
Праздник Крещения также называется Богоявлением, потому что при этом миру были явлены все три Лица Святой Троицы: «Бог Отец свидетельствовал с Небес; вочеловечившийся Бог Сын крестился в Иордане, Бог Дух Святой сошел с Небес в виде голубя».
18 января — в виду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа Церковь установила пост. В этот день не следует, есть слишком много и сверх меры, есть жирную, высококалорийную пищу. Пищу не вкушают до выноса свечи после литургии утром и первого вкушения крещенской воды.
В сочельник в храмах совершается великое освящение воды, а после праздничной литургии совершаются крестные ходы на реки, водоемы и водные источники, для чего во льду вырубается крестообразная прорубь — иордань, для совершения Великого Чина освящения воды.
Особенность Праздника Крещения составляют два великие водоосвящения, так называемые в отличие от малого, ибо малое водоосвящение может совершаться во всякое другое время. Первое великое водоосвящение бывает накануне Праздника в храме, а другое — в самый Праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах. Первое, в древности, совершалось для крещения оглашенных и уже, впоследствии, обращено было в воспоминание крещения Господня; второе же, вероятно, произошло от древнего обыкновения иерусалимских христиан, в день Богоявления, выходить на реку Иордан и здесь вспоминать крещение Спасителя. Отчего и у нас Богоявленский крестный ход имеет наименование крестного хода на Иордан. Находится немало смельчаков, которые погружаются в освященные водоемы и проруби. Никакой мороз им нипочем. «Главным действием Крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.
Каждый крещаемый повторяет путь Христа: умирает, чтобы затем воскреснуть. Умирает для греховной жизни и сатаны и воскресает, чтобы начать новую жизнь, жизнь с Богом. Все его естество при этом обновляется до самых своих оснований. Ему оставляются все его грехи, которые он совершил до Крещения».
У источников в этот день выстраиваются длинные очереди за святой водой. Говорят, что вода освященная в крещенскую ночь, обладает особой целительной силой и благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. Крещенскую воду следует благоговейно хранить в течение всего года и относиться к ней, как к великой святыне. Если человек не может посетить службу в церкви, то он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема или в другом месте, где берут воду, в крещенскую ночь. Так сказано в Православном чтении.
А уж, коль вы взяли святую воду из церкви, помните — нельзя думать о плохом, ругаться или ссориться. От этого святая вода теряет свою целительную силу. Существует давняя традиция кропить в этот день свое жилище святой водой. Таким образом, мы испрашиваем благословения Божия своему дому, помощи себе в благочестивой и богоугодной жизни, а также очищаем свое жилище от воздействий бесовских сил – врагов нашего спасения.
Святая вода не портится. Говорят, что если капельку крещенской воды добавить в обычную воду, она вся и посвятится. Капля святыни и море освещает.
Православные люди верят, что, принимая святую воду каждый день по чайной ложечке натощак, можно оградить себя от болезней. А вечером, собравшись всей семьей за чаепитием, не забудьте добавить в чайник, когда он вскипит, несколько капель святой воды. Задушевные беседы и доброе отношение к друг другу, надолго останутся теплыми воспоминаниями в вашем сердце.
Святая вода
В переводе с греческого «агиасма» – святыня. Так называют воду, освященную особым чином. Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое – только в праздник Крещения Господня.
Крещенская вода обладает особой благодатью, и это знают (или чувствуют) люди. В этот праздник храмы переполняются народом, есть даже некий тип «прихожан», которые приходят в церковь раз в год – «за водичкой». О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия освятилась силой и действием и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она благословение Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы чрез вкушение сей воды и явление Духа Святаго сподобились освящения. Велика молитва – велика и святыня.
Крещение Господне освятило само естество воды. Любая вода, взятая в этот день, содержит залог благодати. Поэтому тот, кто не в силах прийти в церковь из-за собственной немощи или дальности храма, может набрать воды из любого источника, даже из-под водопроводного крана, и употреблять как святую. Пить агиасму надо натощак, с утра, но по особой нужде в помощи Божией можно в любое время дня и ночи. Хранить – в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Ею можно помазываться, добавлять понемногу в еду, окроплять жилище. Люди, отлученные от Причастия по епитимии, вкушают агиасму как духовное утешение. В прочие времена церковного года также происходит освящение воды, только малое, менее торжественным чином, при совершении молебна с водосвятием. Можно узнать в храме, когда обычно совершается такой молебен, или заказать его.
Вода – поразительное вещество, свойства которого до конца не раскрыты наукой (открытия новых свойств воды совершаются то и дело), при видимой химической простоте, и при этом наиболее универсальное, сродное всему живому (человек, как известно, на 9/10 состоит из воды). И, судя по силе крещенской и просто освященной воды, Господь наделил это вещество способностью воспринимать и передавать святыню. Важно, чтобы это была не «наговоренная», а исполненная Божией благодати вода, чтобы она принималась с верою и с молитвой, с памятью об Освящающем ее Боге.
Тростникова Е.В.
Притча о жителях города
Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом городе?» «А кто живет там, откуда ты пришел?» — спрашивает мудрец. «Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращенные» «Здесь то же самое», — ответил мудрец.
Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе. «А кто живет там, откуда ты пришел?» — спросил мудрец. «Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», — ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», — сказал мудрец.
«Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому — что здесь живут хорошие люди?» — спросил мудреца ученик. «Везде есть и хорошие люди, и плохие», — ответил ему мудрец. — «Просто каждый находит только то, что умеет искать» Как мы думаем про людей, таких людей мы и встречаем!