Три дня под контролем судебных приставов вывозились горы слежавшегося бытового мусора, несколько лет кропотливо собираемого пожилой жительницей города Южноуральска. В крошечной однокомнатной квартирке хранились отбросы, вывезти которые трактору с огромным прицепом удалось только за шесть рейсов.
В марте 2015 года на исполнение в Южноуральский отдел судебных приставов поступило судебное решение об обязании Валентины Петровны Р., 62-летней пенсионерки, «привести жилое помещение по адресу ее проживания в соответствие с санитарными и техническими требованиями путем уборки бытового мусора и устранения запаха бытового и животного происхождения».
В суд обратились соседи Р., много лет безуспешно пытавшиеся уговорами и беседами избавить «рачительную» соседку от синдрома Плюшкина. Отвратительный запах стоял уже на первом этаже, по мере подъема на пятый, где расположена квартира Р., он становился невыносим, к тому небольшой пятиэтажный дом терроризировали полчища насекомых. Каждый квадратный метр квартиры под самый потолок был забит хламом, сама обитательница «сокровищ» едва втискивалась в узкую нору в прихожей, где и спала. Дальше пройти было невозможно.
Свет и вода были давно отключены, работало только отопление. Естественные надобности Р. справляла, по ее словам, на улице у мусорных баков. Мыться ходила к своим взрослым сыновьям, живущим отдельно. Во всем, что не касалось темы мусора, женщина была вполне адекватна, подрабатывала в управляющей компании, выполняя разовые поручения по уборке двора, где, видимо, и пристрастилась к сбору хлама.
Возбудив исполнительное производство, судебные приставы уведомили должницу, предупредили о возможных последствиях неисполнения и назначили дату локального субботника. Но ни в этот день, ни в последующие порядок она в своей квартире не навела. С нее взыскали исполнительный сбор — вычли 5 тысяч рублей из пенсии.
В декабре 2015 года квартиру взялась очистить одна управляющая компания, но грузчики вынесли мусор только из коридора, а после категорически отказались – вонь, смрад, пеший подъем и спуск с пятого этажа. Эта уборка сопровождалась криками и попытками хозяйки пойти в рукопашную с судебными приставами. Она порвала одному из них форменную куртку, на другого плеснула хлорным раствором. К счастью, в лицо пристава, куда целилась, не попала, но одежда была безнадежно испорчена.
Женщину вынуждены для ее же успокоения приковать наручниками к перилам лестницы, а за препятствование в выносе мусора в отношении нее был составлен протокол по. ст. 17.8 КоАП РФ и наложен штраф в размере 1000 рублей. Поиски продолжались и уже в этом году была найдена компания, готовая взяться за уборку хлама. Бригада рабочих три дня – с 4 по 6 апреля – выгребала мусор, который с декабря вновь заполонил всю освобожденную площадь, а также годами копился в комнате, санузле и кухне.
Вновь были применены наручники и составлен протокол по ст. 17.8 КоАП РФ с наложением штрафа. Успокоилась она лишь тогда, когда с ней наконец-то поговорил один из сыновей, пообещав, что заберет маму жить к себе в частный дом. На проявления беспокойства соседей о возможном дальнейшем захламлении квартиры мужчина также ответил, что он намерен отремонтировать и продать недвижимость, а мать будет жить с ним.