Сретение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа – один из двунадесятых праздников, посвященный принесению Божией Матерью в Иерусалимский храм Богомладенца и встрече Его праведным Симеоном (впоследствии получившим наименование «Богоприимец») и пророчицей Анной. События праздника восходят к религиозной практике, описываемой в Ветхом Завете, исторически обусловленной исходом евреев из Египта.
Согласно упомянутой практике, в память об исходе все первенцы-младенцы мужского пола были приносимы в храм для посвящения Богу. Божия Матерь и праведный Иосиф Обручник, следуя ветхозаветному закону, после истечения сорока дней «женского очищения» принесли Богомладенца в храм, где их встретили праведный Симеон и пророчица Анна. Преклонный старец Симеон (проживший по преданию 300 лет) относился к числу семидесяти двух переводчиков Священного Писания с еврейского на греческий язык, деятельность которых была начата при египетском царе Птолемее II (285–247 гг.д.н.э.).
Известно, что когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи, он не поверил словам «Се Дева во чреве примет и родит Сына» (Ис. 7:14). Явившийся при этом ангел засвидетельствовал промысел Божий, сказав, что Симеон не умрет, пока не убедится в истинности пророчества. Святая Анна была вдовой, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37).
Праздник Сретения — праздник встречи с Господом и с Божией Матерью. Кто сподобляется этой встречи? О старце Симеоне сказано в Евангелии, что он был праведен и благочестив. Праведен по отношению к людям и благочестив по отношению к Богу. Одно идет с другим, и ничто не может быть за счет другого. Он «чаял утехи Израилевой» — жил ожиданием утешения Израиля, то есть пришествия Мессии. Христос не только дает утешение, Он — само это Утешение. И всякое подлинное неложное утешение совершается по дару Христа.
Господь долго шел к нам — веками — и долго не приходил. И те, кто хранил веру в Него, ожидали Его Пришествия. Каждый человек Божий и весь народ Божий должны ждать утешения от своего Господа. И этого стоит ждать, сколько бы времени ни прошло.
Единственный смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы встретить Христа на земле. Если человек Его не встретит здесь, то, может быть, он не встретит Его и в вечности. Вернее, встретит для того, чтобы навсегда быть разлученным с Ним, и навсегда разлученным от других людей. Ад — это там, где нет Сретения с Господом.
Но эту встречу Господь дает не так, как мы ее хотим, а так, как Господь видит, как Он благоволит. Преподобный Силуан Афонский говорит о даре, которого сподобил его Господь — встретить Живого Воскресшего Христа, увидеть Его телесными очами. Очень многим дается увидеть Христа, и вся Церковь за каждой воскресной Всенощной исповедует: «Воскресение Христово видевше». Это не значит, что мы видели, как преподобный Силуан, Живого Воскресшего Христа телесными очами. Но нам в Духе Святом дано было узнать, что есть Бог, что Он любит человека, что всякое слово Писания, которое о Нем возвещает, все, что говорит о Нем Святая Церковь, есть истина. И это открывается нам в благодати, в видении Христова Воскресения.
Но эта слава, эта радость дается нелегко. Как говорит нам слово Божие: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом». Нет ни одного человека, с кем не хотел бы в радости встретиться наш Господь. И те, кто уже погребен грехами, могут внезапно обрести избавление во Христе. И те, кто погибает в горе и отчаянии, могут в Нем найти всепревосходящее утешение. И эти слова — «Сей лежит на падение и на восстание многих» — может быть, относятся одновременно к одним и тем же людям (Лк. 2, 34). Может быть, те, кто не может удержаться от падения, получат от Господа дар восстания. Они пали, как говорит апостол Павел, чтобы снова восстать. Но мы знаем, к сожалению, и другое. Мы знаем, что многие в Израиле, устремившиеся к падению, исполнились ярости против Господа и соблазнились.
Нет больше для нас радости, чем знать, что для многих Христос — жизнь с избытком. Но нет и больше печали — не должно быть большей печали — чем видеть, что многие бегут от Его Креста как от напоминания о смерти. И Он есть «знамение пререкаемое» (Лк. 2, 34), когда одни восхищаются Им, преклоняются пред Ним, а другие пререкаются с Ним. «Очи многих будут на Нем, — говорит Писание, — и уста многих будут против Него».
И здесь «открываются помышления сердец»: сокровенная устремленность умов и сердец человеческих к правде и истине откроется объятиям Христа, отдавая себя Ему; и скрытая глубокая порча в человеке, упорное предпочтение греха заповеди Божией откроется враждой против Христа и войной против Него. Бог судит людей за помышления сердечные по отношению ко Христу — жизнь в наших сердцах, или в них смерть? Слово Божие судит намерения и помышления сердечные.
Мы живем во времена, когда торжествуют смерть и диавол, но над миром все яснее проступает Крест Христов, как проступает он над сегодняшним событием встречи в Храме. И оружие скорби пройдет пречистую душу Божией Матери, когда Она увидит, какою ценою дается радость принятия смерти праведному Симеону — когда, стоя у Креста Своего Божественного Сына, Она будет свидетельницей Его страданий и смерти.
Мы празднуем сегодня встречу с Господом, победу над страхом смерти. И благодарим Господа за то, что Он, Солнце правды, пришел в мир, чтобы осветить всех, во тьме и тени смертней сидящих. Чтобы всем было даровано спасение, всему Израилю, «который не по плоти, а по духу» (Рим. 2, 28—29). Чтобы всем подлинным чадам Божиим, любящим Бога, была дана эта слава Господня — и здесь, на земле, и в безмерной вечности. Аминь.