11 декабря губернатор Челябинской области Борис Дубровский приехал в Увельский район и провел совещание на ТЛК «Южноуральский». Обращаясь к руководству ТЛК, он сказал:
«Беспокоит, что сейчас на объекте нет людей, что все остановлено. Этот вопрос нам необходимо прояснить. Большой интерес вызывает этот проект, вы его строили, а мы всячески вас поддерживали. Я уверен, что мы не ошиблись в оценках, и есть серьезная перспектива, хочется, чтоб она начала реализовываться на практике».
Действительно, возле ТЛК сейчас тихо и пусто. По трассе мимо идет поток транспорта, с территории ТЛК не выезжает ни один грузовик. Так что же произошло в 2105 году с ТЛК «Южноуральский»?
15 мая 2015 года железнодорожный терминал транспортно-логистического комплекса (ТЛК) «Южноуральский» начал работу в тестовом режиме .
Открытие прошло торжественно и многообещающе. На открытии присутствовали высокие гости — губернатор Челябинской области, руководители предприятий, главы Южноуральска и Увельского района. Вот видео об этом событии, которое размещено на официальном ютуб-канале ТЛК «Южноуральский»:
С тех пор о ТЛК «Южноуральский» областные, да и федеральные СМИ писали с завидной регулярностью. Вот мы сами пишем о том, что «Американская компания будет производить грузовики на территории ТЛК», а вот коллеги пишут о том, что «Россия и Китай договорились содействовать развитию ТЛК».
ТЛК «Южноуральский» занимает 180 гекторов земли в Увельском районе, на которых размещены современные склады класса «А» для временного и ответственного хранения грузов; таможенный пост и склад временного хранения; транспортная инфраструктура: примыкание к ж/д станции «Формачево и к федеральной трассе М-36; автономная система жизнеобеспечения комплекса.
Что ожидали жители Южноуральска и Увельского района от появления предприятия такого уровня? И хорошее, и плохое. Хорошее — это рабочие места, налоги в бюджет Увельского района, значительное облегчение отправки грузов ООО «Ресурс» в Китай, возникновение новой инфраструктуры, которая увеличит приток денег. На сайте газеты «Настроение» в свое время была опубликована новость, где приводятся слова главы Увельского района Анатолия Литовченко:
«Я проинформировал Губернатора о том, что нас волнует в связи со строительством ТЛК. Это, во-первых, вопрос обеспечения кадрами будущего транспортно-логистического комплекса. Уже в июне 2015 года потребуется около 500 сотрудников для работы на ТЛК».
Кроме того, в «Стратегию развития Челябинской области» были внесены планы по развитию сел Кичигинского поселения, в которых значились предоставление около полутора тысяч земельных участков для индивидуального жилищного строительства, возможность строительства порядка 7 многоквартирных домов и организация всей необходимой инженерной и социальной инфраструктуры. Ничего этого пока не произошло.
Из плохого, что ожидали жители Южноуральска и Увельского района от появления ТЛК «Южноуральский» — это загруженность трассы на участке от Южноуральска до Челябинска. Этого тоже не произошло. А начни ТЛК функционировать в полную силу, загруженности трассы не избежать.
Операционные мощности терминала позволяют обслуживать 2 500 000 тонн грузов/год.
Объем 2,5 млн. тонн в год обеспечивается при ежедневной обработке 7 поездов.
Так что же сейчас происходит на ТЛК? На том совещании, которое губернатор провел 11 декабря на территории логистического комплекса, выяснилось, что сегодня завершены строительно-монтажные работы по всем 18-ти объектам, входящим в состав комплекса. Устранены недоделки.
Параллельно ведется работа по развитию логистической деятельности. Как рассказал председатель совета директоров ООО «Ресурс» Сергей Копьев, определены два ключевых маршрута импорта и экспорта товарных потоков между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией с использованием ТЛК «Южноуральский». Первый: ТЛК железнодорожной станции Ухань (провинция Хубэй, КНР) — Достык (Республика Казахстан) — Формачево (ТЛК, Челябинская область). И второй: ТЛК Урумчи (провинция СУАР, КНР) — Достык (Республика Казахстан) — Формачево (ТЛК, Челябинская область).
Сейчас идет создание особой экономической зоны на прилегающей к ТЛК «Южноуральский» территории. Как сообщил генеральный директор АО «Южноуральская управляющая компания» Владимир Павлов, в начале 2016 года постановлением правительства Российской Федерации территории у ТЛК будет придан статус особой экономической зоны .
Справка: Особая экономическая зона — ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей.
Подводя итоги совещания на ТЛК заместитель губернатора Руслан Гаттаров сказал:
«На данный момент менеджмент ТЛК говорит о том, что в еженедельном формате составы начнут прибывать сюда во втором квартале 2016 года».
Так что продолжаем ждать. Теперь — второй квартал 2016 года, когда ТЛК «Южноуральский» начнет работать и еженедельно принимать поезда.