Повышение цен фиксируется на целый ряд продуктов первой необходимости.
Прокуратура области по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации провела проверку исполнения законодательства в сфере ценообразования на внутреннем продовольственном рынке.
Как показали результаты оперативного мониторинга в Челябинской области в период с августа 2014 по январь 2015 наблюдается устойчивая тенденция постепенного повышения цен на ряд социально значимых продуктов питания первой необходимости (крупу рисовую и гречневую, рыбу, мясо кур, сахар, капусту белокочанную).
В среднем по области за указанный период наибольший рост розничных цен наблюдается в отношении огурцов (478,58%), томатов (338,13%), перца сладкого (273,03%), крупы гречневой (150,7%), капусты белокочанной (129,29%), винограда (95,3%), бананов (48,25%), яйца столового куриного (41,32%), сахара песка (40,32%), крупы рисовой (34,26%) и свежих яблок (30,23%).
Прокурорская проверка проведена в расположенных на территории города Челябинска магазинах крупнейших компаний розничной сетевой торговли. Совместно со специалистами Управлений федеральной антимонопольной службы и Роспотребнадзора по Челябинской области проверены магазины «Магнит», «Молния», «Spar», «Пятерочка», «Дикси», «Сливки». С участием специалистов Россельхознадзора проверены магазины локальных сетей розничной торговли «Ариант» и «Здоровая ферма».
Аппаратом прокуратуры области проверена деятельность областных Министерств сельского хозяйства и экономического развития в части исполнения ими полномочий по регулированию торговой деятельности, развитию сельскохозяйственного производства, мониторинга и контроля за ценообразованием на сельхозпродукцию и реализуемые в розницу продукты питания, в том числе – на социально значимые товары первой необходимости, в условиях продовольственного эмбарго.
В ходе проверочных мероприятий изучался механизм ценообразования с целью выявления фактов ценового сговора, иных нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о защите прав потребителей при реализации продуктов питания в организациях торговли.
Нарушений законодательства о ценообразовании, требующих принятия мер прокурорского реагирования, в ходе проверки не выявлено.
Предварительный анализ причин роста цен не выявил экономически необоснованного, произвольного повышения их торговыми сетями. Установлено, что торговые сети ведут разную ценовую политику.
К примеру, в торговой сети «Пятерочка» — единая торговая политика и во всех магазинах цены одинаковые, а в магазинах торговой сети «Магнит» цены на одни и те же товары устанавливаются администрацией торговой сети в зависимости от наличия конкурентов, места расположения. Требования законодательства при этом не нарушены. В связи с отсутствием законодательных ограничений, торговые наценки устанавливаются каждой торговой сетью самостоятельно.
Напротив, по итогам работы, проведенной Управлением федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, Министерствами сельского хозяйства и экономического развития Челябинской области в августе-октябре 2014, действующие на территории региона торговые сети приняли меры к сдерживанию торговых наценок в отношении социально значимых товаров.
Проведены мероприятия по импортозамещению, упрощению доступа на розничный рынок реализации через торговые сети продукции российских, и в особенности – челябинских сельхозтоваропроизводителей. Основным фактором повышения розничных цен на продукты питания, реализуемых в торговых сетях, является повышение отпускных цен поставщиками и производителями продукции по экономически обоснованным причинам, что подтверждено выводами антимонопольного органа.
В ходе проверки выявлено несколько фактов реализации в магазинах проверенных торговых сетей товаров из стран Евросоюза, включенных в перечень запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778. Вместе с тем, согласно товаросопроводительным документам данные товары ввезены на территорию Российской Федерации до введения эмбарго.
С учетом указанных обстоятельств, руководителям магазинов и директорам организаций торговли прокурорами объявлено 21 предостережение о недопустимости нарушения требований закона в части приема на реализацию запрещенных к ввозу товаров отдельных категорий.
Кроме того, в одном из магазинов торговой сети «Пятерочка» обнаружены фрукты (апельсины, груши, грейпфруты), на которые отсутствовали товаросопроводительные документы, тарные этикетки (ярлыки) либо не имелось информации о стране происхождения, что послужило основанием для возбуждения прокурором Советского района г.Челябинска дела об административном правонарушении по ст.6.3 КоАП РФ в отношении директора магазина.
Прокурором области в адрес Губернатора Челябинской области внесено представление с предложением устранить нарушения законодательства о государственном регулировании торговой деятельности в связи с выявленными недостатками в организации мониторинга, анализа и контроля за состоянием рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В настоящее время в прокуратуру области поступает множество обращений граждан о фактах повышения цен в торговых организациях.
В этой связи следует разъяснить, что контроль в сфере ценообразования в отношении торговых сетей осуществляет Управление федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, куда следует обращаться по вопросам проверки правомерности повышения ими розничных цен на продукты питания.
Кроме того, потребителям следует обращать внимание на соответствие между ценой на приобретаемые товары, которая указана на торговых ценниках, и ценой, за которую фактически продан товар (по товарному, кассовому чеку).
В случае выявления таких фактов следует незамедлительно обращаться в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области, предоставив соответствующие доказательства (фотоснимки, чеки). За нарушение правил продажи отдельных видов товаров статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа до 30 тыс. руб.