В сентябре 2015 года южноуральцам предстоит сделать серьезный выбор – новую власть, которая придет править пять лет. Уже сегодня стоит задуматься, кого выбрать в депутаты, ведь практически вся власть будет сосредоточена в руках народных избранников и тут главное, чтобы подобралась отличная рабочая команда. Корреспондент сайта вся-округа.рф узнал подробности о новой системе, а так же выяснил мнение действующих депутатов.
На прошлой неделе председатель Территориальной избирательной комиссии Южноуральска Олег Рычков принял участие в семинаре, посвященном выборам. В начале встречи руководители ТИКов обсудили выборы губернатора, которые пришлось проводить экстренно. Бориса Дубровского выбрали досрочно, так как Михаил Юревич снял свои полномочия. Затем на семинаре перешли к вопросу предстоящих выборов.
23 октября были внесены изменения в закон о муниципальных выборах, а 27 ноября текущего года эти изменения утвердили в Законодательном собрании области. Там есть ряд существенных изменений, о которых мы и поговорим с председателем ТИКа Южноуральска Олегом Рычковым.
— Олег Геннадьевич, в чем же главное различие между старой системой выборов и новой? В чем эта принципиальная разница?
— По новой системе в муниципальных городских образованиях больше не будет выборных глав. То есть глава города будет, эту обязанность будет параллельно исполнять Председатель Собрания депутатов. И будет второй, назначаемый руководитель, сити-менеджер. Это будет наемный рабочий, который будет трудиться по договору. Утверждать его будет Собрание депутатов. Такая система будет работать во всех городских образованиях Челябинской области, во всех районах остается старая система.
-В 2015 году южноуральцам предстоит выбрать 20 депутатов. И здесь тоже есть существенные изменения?
— Все верно, основное остается неизменным – мы выбираем по мажоритарной системе. Но теперь у нас нету многомандатных округов. До сегодняшнего дня у нас весь город был разделен на 4 округа, примерно пропорционально. В Южноуральске порядка 30 тысяч избирателей, соответственно около 7,5 тысяч людей приходилось на один округ. И в каждом округе у нас было где 3 избирательных участка, где 4. И южноуральцы выбирали по пять депутатов от каждого округа. На сегодняшний день у нас будет 20 избирательных округов, по количеству наших местных депутатов. И теперь каждый депутат будет избираться по одномандатному округу. То есть никаких партийных списков, объединений, команд. От одного округа в Собрание депутатов пройдет только один человек. Его могут выдвинуть партии, общественные организации или он может выдвинуться сам. Вот таким образом у нас будет комплектоваться Собрание депутатов. А уже потом народные избранники выберут из своего состава главу города и Председателя Собрания депутатов, и с помощью комиссии назначат сити-менеджера. Все изменения необходимо прописать в Уставе города, во-первых, по новым границам округов, во-вторых, изменения по сити-менеджеру. То есть, если у нас было прописано, что глава избирается всенародно, то теперь он назначается.
— Какова же сейчас ситуация с округами? Как они изменились?
— По округам получается очень интересно. Вот, для примера, в поселке Плановый 2711 человек, это было на 1 августа. Если мы разделим общее количество избирателей в городе на количество округов, то мы получим по 1,4 тысячи людей в среднем на один округ. Теперь там будет два избирательных округа и от поселков Плановый и Лесное в Собрание депутатов изберут 2 людей. Рощино, то же самое, там 2173 избирателя, сюда еще припишем Летягино, там 160 человек, и будет еще два депутата от частного сектора города. Плюс от нижней части города будет три депутата, остальные уже из города. В пятой школе было два избирательных участка, будет один – по количеству избирателей. Наша задача сейчас уравнять избирательные участки.
— Есть один очень интересный вопрос. 13 сентября пройдут выборы, южноуральцы изберут 20 депутатов. Потом они утвердят Председателя и главу города, назначат комиссию по сити-менеджеру, проведут конкурс на вакантную должность и утвердят сити-менеджера. Это потребует немало времени. Кто в это время будет управлять городом?
— Могу сказать так – во-первых, это не сильно большой период. Согласно закону, депутаты в течение недели будут наделены полномочиями и смогут принимать решения. Я думаю, что на первом заседании они решат вопрос о главе и Председателе. Он и возьмет на себя функции управленца. По сити-менеджеру процедура немного дольше и многое зависит от того, как депутаты сейчас пропишут изменения в Устав города. Можно во время выборов рассматривать кандидатов, или после выборов, либо существующему Собранию предложить кандидата будущим депутатам. Я думаю, к 15 марта изменения в Устав внесут и там вся процедура будет прописана.
— На заседании Собрания депутатов Альберт Алоян говорил о том, что действующих депутатов не особо спрашивали – нужна ли им такая система и хотят ли они выбираться по новой системе. Не предложили других вариантов. Может показаться, что вся власть сейчас будет сосредоточена в руках депутатов. Они выбирают главу, они назначают сити-менеджера. Если раньше глава и депутаты работали параллельно, то теперь это будет одно звено. А если в депутатах согласья нет?
— Во-первых, хочу сказать, что вся власть принадлежит народу. Депутаты – народные избранники, которые выступают проводниками народной воли. Если согласья не будет, наверное, мы получим тот парламент, который был в Украине в свое время, или который был у нас в 90-е годы, то есть ничего хорошего мы не получим. Но, честно говоря, в это я мало верю, потому что город у нас достаточно консолидированный, люди грамотные и умные. И те, кто пойдет в депутаты – люди, я думаю, будут достойные, которые смогут найти компромисс.
— Тогда у меня есть еще один вопрос. Несколько человек уже высказали одну точку зрения, что это один из самых коррумпированных вариантов выборов. Так же действующий депутат местного Собрания Александр Демин говорил об этом. Если раньше на округе было около 7,5 тысяч избирателей, то теперь всего 1,4 тысячи. Купить голоса становится проще. Из них на выборы придет от силы половина, это 700 человек, а чтобы пройти в депутаты, нужно 50% этих голосов купить, то есть всего 350 избирателей.
— Закон прошел проверку в Минюсте, никакой коррупционной составляющей там нет. Это закон, который мы будем исполнять. Но могу добавить, что один, например, купит 50%, другой свои 50%, то есть получается, кто больше купит, тот и выиграет? Не думаю, что оно так будет, ведь в результате кандидаты не будут знать, кто кого купил, кто кого перекупил, и сколько на выборы придет так называемых, купленных. Мне больше было не понятно, когда шли списочным составом от партий. Ведь из всего списка людям известно 1-2 человека. А здесь уже даже партиям придется выдвигать 20 известных кандидатов. Многомандатными округами голосовать было проще. Теперь депутаты станут ближе к народу. По нижней части города будет сложнее работать кандидатам, территория большая. Проще зайти в один двор и поставить детскую площадку. Но и другой кандидат может зайти. И вот тут начнутся качели, и кто победит – сложно сказать. Кандидатам придется плотно работать с населением и южноуральцы поближе познакомятся со своими будущими депутатами. Мне кажется, это не более коррупционная модель, а наоборот, более демократичная. Эта система была в советские времена, в том числе и в нашем городе, и она успешно работала.